Банки активнее внедряют искусственный интеллект и персонализацию
Банковский сектор в России переживает бурную цифровую трансформацию. Более 90% российских кредитных организаций развивают собственные мобильные приложения, а свыше 85% адаптировали свои сайты под мобильные устройства, указано в отчете «Исследование цифровой зрелости банков ‒ 2023», опубликованном Агентством цифрового аудита SDI360 в сентябре прошлого года. У 27% банков на сайтах работают чат-боты, а 15% используют их в мессенджере Telegram. Половина участников рынка применяют удаленную биометрическую идентификацию при открытии счетов новым клиентам. При этом за пять последних лет число пользователей цифровых банковских услуг в России увеличилось вдвое, следует из результатов исследования Аналитического центра НАФИ (апрель 2023 г.). Так, мобильный банк используют сейчас 70% жителей страны против 34% в 2018 г.
Независимость от иностранных IT-решений ‒ один из основных трендов в развитии информационных технологий в банковской сфере, говорят опрошенные «Ведомости. Капиталом» эксперты. Также они отмечают тенденцию массового внедрения банковских сервисов, основанных на различных моделях искусственного интеллекта, языковых моделях, подобных ChatGPT, тренд на machine-learning.
Для банковской сферы выгода от миграции на отечественные решения действительно может быть весьма ощутимой, подтвердил заместитель генерального директора Postgres Professional, глава комитета по интеграции российского ПО АРПП «Отечественный софт» Иван Панченко. Например, еще до ухода с рынка зарубежных вендоров стоимость одной из российских систем управления базами данных была в 4-10 раз ниже Oracle.
«Однако нужно учитывать, что большинство заказчиков уже приобрели эти лицензии и оплачивали только поддержку. При переходе на российские продукты им необходимо приобретать лицензии заново. При этом банки не платят за поддержку Oracle уже два года, а это 20% от стоимости», ‒ отметил эксперт.
Соответственно, ежегодную экономию можно оценить в 15‒20% от объема продаж лицензий Oracle в 2021 г., подытожил он. Это сумма, сравнимая с инвестициями на покупку российских продуктов и перевод прикладных систем на отечественные системы, уточнил Панченко. По его словам, с завершением миграции крупных систем заказчики начнут экономить больше.